Озвучены результаты проведенного Счетной палатой РФ мониторинга эффективности реализации государственной программы «Энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года».
Объем финансирования мероприятий программы в минувшем году был предусмотрен в размере 611 млрд рублей. «Средства федерального бюджета в объеме 7 млрд рублей выделены полностью. «Не обеспечено финансирование программы на сумму более 246 млрд рублей (40%). Причина – недостаточное внебюджетное финансирование со стороны энергетических компаний и других частных юридических лиц», – сообщает департамент информации Счетной палаты со ссылкой на сообщение аудитора Сергея Рябухина.
По данным Счетной палаты, эффективность использования механизма софинансирования расходных обязательств региональных бюджетов на выполнение региональных программ энергосбережения не достаточная. Количество субъектов, получивших субсидии в 2012 году, снизилось по сравнению с 2011 годом на 23% при общем увеличении объема софинансирования из федерального бюджета на 450 млн рублей.
Приведение регионального законодательства по вопросам энергосбережения и энергоэффективности в соответствие с федеральными законами в 2012 году не осуществлялось. На конец 2012 года только 28% регионов России приняли законы по энергосбережению. Отмечен недостаточный контроль за соблюдением требований законодательства по энергосбережению и повышению энергоэффективности на региональном уровне.
Обязательное проведение энергоаудита осуществляется крайне низкими темпами. В регионах обследовано не более 30% учреждений, а на муниципальном уровне в сфере ЖКХ – около 20%.
Согласно выводам аудиторов, госпрограмма также требует актуализации целей и задач с учетом новых концептуальных и программных документов в области электроэнергетики.
Минобрнауки, Минпромторг, Минэкономразвития, Минфин, Росстат, ФТС и ФАС по состоянию на 1 декабря 2012 года не выполнили требования о предоставлении информации в государственную информационную систему «Энергоэффективность».
Технические и технологические мероприятия по энергосбережению проводятся крайне низкими темпами, отмечается в мониторинге. Состояние основных фондов энергетических организаций не имеет тенденции к улучшению, степень износа оборудования на ряде объектов энергетики достигает 60-65%.
В качестве примера приводится Смоленская АЭС с двумя турбогенераторами и турбинами марки К-500 мощностью по 500 МВт, которые введены в строй в 1982 году. При сроке службы 25 лет они отработали 30 лет. На Омской ТЭЦ работают турбогенераторы, введенные в строй в 1956-1957 годах при нормативном сроке службы 25 лет. На Саранской ТЭЦ турбогенератор выработал 45 лет при норме 30 лет. Потери электроэнергии в сетях составляют 10-12%, еще 20 лет назад они составляли не более 2%.
Коллегия приняла решение направить информационное письмо в правительство, отчет – в палаты Федерального Собрания, полномочным представителям президента в федеральных округах и руководителям контрольно-счетных органов.